Система аттестации в Киокушин за последние десятилетия сильно изменилась — и далеко не всегда в лучшую сторону. Особенно это касается детских групп. Всё чаще тренер оказывается перед выбором: либо требовать, как раньше, либо подстраиваться под реалии, чтобы не потерять учеников. Что стоит за современной аттестацией на пояс? Почему мы продолжаем это делать, зная, что ребёнок не готов? И можно ли вообще сохранить смысл в условиях, когда всё вокруг требует уступок?
Старые требования и новая реальность
Требования к аттестации на пояса в Киокушин за последние пару-тройку десятилетий поменялись кардинально. Те нормативы, которые были составлены ещё при жизни Масутацу Оямы, предназначались для взрослых людей. И для взрослых они действительно подходили. Взрослый человек понимает, что такое дзенкуцу-дачи, как выполняется тот или иной удар или блок. Даже если он только начинает заниматься, техника будет далека от совершенства, физическая форма ещё не развита, но это уже можно считать техникой каратэ.
Когда приходят подростки, примерно с 12 лет и старше, они тоже в состоянии хотя бы приблизительно выполнять то, что требуется. И что самое главное — они приходят по собственной инициативе. Они сами захотели заниматься, они готовятся к экзамену и понимают, что в случае недостаточной подготовки могут не сдать. Это воспринимается нормально. Да, расстроятся, но они сознательно идут на это. Так было 30–40 лет назад. Никто никого не уговаривал. Никто не стелился перед учеником. Никто не раздавал пояса "ну ладно, получай".
Сегодня всё по-другому
Сегодня основная масса занимающихся — это маленькие дети. В большинстве случаев их записали родители. У самих детей мотивация весьма сомнительная. Им может нравиться каратэ, нравятся тренировки, но в силу возраста они просто не в состоянии осознать всю серьёзность занятий и предъявляемых требований. Более того, они физиологически не способны выполнять многие задания, заложенные в классическую систему аттестации Киокушин. Им непонятны стойки, удары, блоки, которые они формально могут повторить, но не понимают ни сути, ни применения. Отсюда возникает огромная пропасть между ребёнком и взрослым, которые формально сдают на один и тот же пояс.
Сегодня мы аттестовываем детей, которые делают технику с массой ошибок. Мы многое им прощаем. То, что было невозможно в 70-х годах, когда Киокушин только появлялся в нашей стране, стало привычным. Тогда человек упрашивал тренера, чтобы получить шанс быть допущенным к экзамену. Сегодня тренер уговаривает ребёнка: "ну давай, сдавай на пояс". И мы аттестуем его, прекрасно понимая, что без этой «прикормки», без этой «плюшки» он просто бросит тренировки.
Почему мы на это идём
Мы вынуждены на это идти. Родителям важно, чтобы ребёнок занимался хоть каким-то спортом, получал хоть какую-то физическую активность. Сейчас занятия в секции — это, по сути, единственный способ заставить ребёнка вообще двигаться. На улице дети больше не гуляют, нет дворов, как среды движения и общения. Двигательного опыта им взять негде. Плюс это ещё и единственная возможность хоть как-то оторвать ребёнка от телефона — главной зависимости современного детства. Физкультура в школе практически отсутствует, и надеяться на неё не приходится.
Тренер, понимая всё это, делает выбор. Часто — не из слабости, а из здравого смысла. Потому что иногда, чтобы не потерять ребёнка, нужно "дать" ему пояс, даже если техника хромает. Просто чтобы он остался: не ушёл, не растворился в лени, в экранах, в полной бездеятельности. Это не путь в обход, это попытка сохранить контакт и продолжить работу. Иногда именно через такой компромисс удаётся удержать ученика до того момента, когда он сам начнёт понимать, ради чего пришёл.
Современные дети и установка "мне должны"
Есть ещё одна проблема, о которой редко говорят вслух. Сегодняшние дети живут в парадигме, где им все и всё должны. Родители холят, лелеют, устраивают, подстраиваются. Ребёнок быстро привыкает, что это норма. Он считает, что его желания — приоритет. И это переносится в зал. Многие дети искренне уверены, что пояс им обязаны дать просто потому, что они ходят на каратэ. Что это они делают одолжение родителям, тренеру, обществу, что посещают секцию. Что сам факт присутствия на тренировках — уже достижение. В такой установке не может быть речи о внутренней дисциплине или осознанной подготовке к аттестации.
Так ли это плохо?
Так нужна ли аттестация вообще? Да, нужна. Но надо понимать, в чём её смысл сегодня. Надо быть честным с собой. И ещё — всё ли так плохо? Нет. Ничего страшного в том, что ребёнок проходит аттестацию, даже если его уровень не сравним с уровнем взрослого, сдающего на тот же пояс. Если удалось удержать ребёнка в каратэ хотя бы несколько лет, дать ему какой-то спортивный опыт, научить чему-то полезному — это уже результат. Результаты нужно оценивать не в вакууме, а в контексте поставленных целей и задач. А они за последние десятилетия изменились. И это нормально.
Сейчас тренер должен уметь видеть перспективного ученика, который будет заниматься каратэ не один год. И если видно, что ребёнок останется в секции, будет расти, учиться, становиться лучше — тогда его и нужно аттестовывать. Даже если сегодня в его технике есть ошибки, со временем он их исправит. И в будущем его техника действительно будет соответствовать стандартам. Главное — не застревать в моменте, а видеть путь.
Феникс: другая система, другие цели
Если тренер чувствует, что теряет смысл в формальной системе поясов, если он больше не видит, чему именно учит — возможно, ему нужна другая основа для работы. В программе «Феникс» формально нет аттестации. Это не схема получения поясов, а полноценная система, по которой можно работать с детьми.
Программа «Феникс» изначально создавалась с учётом физиологических особенностей детей и современных реалий, в которых они растут. Здесь нет заданий, которые ребёнок не в состоянии понять и выполнить. Все упражнения и этапы подобраны так, чтобы соответствовать возможностям детей в конкретном возрасте, чтобы от них можно было требовать — но по делу, без имитации и натяжек.
В основе «Феникса» лежит идея постепенного движения по уровням подготовки — так называемым «слоям». Ребёнок переходит на следующий этап не потому, что подошёл срок или собралась группа, а потому что он реально готов. Это может быть как параллель к классической системе Киокушин, так и самостоятельная платформа. В течение года тренировки могут вестись по «Фениксу», а к официальной аттестации по Киокушин готовятся отдельно, по мере необходимости.
Более того, «Феникс» можно использовать и как предэтап: базовую школу, после прохождения которой ребёнок без проблем войдёт в любую систему — хоть Киокушин, хоть другую дисциплину. Возможно, пока это звучит слишком радикально, и подробно это стоит описать в отдельной статье. Но уже сейчас «Феникс» — это способ вернуть структуру и смысл в детскую тренировочную систему.
Если вы не хотите плыть по течению
Если вы тренер и чувствуете, что просто «удерживать детей» — это не про вас, что вы хотите действительно учить, развивать, воспитывать — присоединяйтесь к программе «Феникс». Это возможность делать всё иначе: без иллюзий, без натяжек — с реальной методикой, адаптированной под сегодняшних детей и реальные условия работы.
Киокушин должен возродиться
Киокушин жив. Он просто нуждается в переосмыслении. Его можно возродить из пепла, как возрождается Феникс — не копируя прошлое, а создавая новое, на основе опыта, здравого смысла и уважения к детям.